Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силоц

Нормативные акты обладающие высшей юридической силой

Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силоц

федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ)

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

1. Совершенствование законодательства, исходя из интересов всего общества. 3. Предотвращение правонарушений. 4. Идеологические гарантии. Правовое государство. Тема 7.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. «Человек, закон, общество» — Регулярные войска – войска постоянной армии. Человек и закон. Граждане Российской Федерации. Защита Отечества.

Этикет – принятая в определенных социальных кругах система правил.

Нормативно-правовой акт: понятие и классификация

Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан; имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи; его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу». в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». По субъекту правотворчества .

3. 3. Подзаконные нормативные правовые акты

— ст. 145 НК РФ

«Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика»

устанавливает, что форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам; — ст. 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» предусматривает, что не подлежат налогообложению перечисленные в этой статье операции в ряде случаев по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Нормативно-правовые акты условно можно классифицировать также и по их содержанию . нормы которого относятся к определенной отрасли права. Однако следует иметь в виду, что могут быть акты, включающие в себя нормы, относящиеся к нескольким отраслям права, к таким, например, как: трудовое, семейное, уголовное.

– на акты ограниченного действия, которое распространяется только на часть территории или на определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; – на акты, действующие в чрезвычайных ситуациях, как например, при введении военного положения, чрезвычайного положения, в условиях стихийных бедствий.

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), на акты исполнительной власти (подзаконные акты) и на акты судебной власти, приобретающие нормативно-правовой характер.

Законом называется обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке государственными органами законодательной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

4) Законы не подлежат отмене каким-либо другим органам государства и могут бать отменены или изменены только тем законодательным органом, который их принял 5) Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений.

5. Юридическая сила нормативных актов

На всю территорию государства, по общему правилу, распространяются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют в пределах соответствующих территорий. Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства.

И, наоборот, на территории России могут действовать отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств.

Система законодательства РФ

Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак. Юридическая сила нормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства. Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения. 1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом. 2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа.

Юридическая Консультация

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам, при этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, по этому основанию различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы.

Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры. В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов.

Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения.

2. Вопросы по теории права

Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

3. 3. Определение закона и подзаконных актов

Не субъекты и даже не характер акта определяют его принад­лежность к подзаконным актам. Главное их свойство состоит в том, что они содержат нормы права и имеют подзаконный ха­рактер. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление. Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспе­чения исполнения законов.

В механизме реализации законода­тельных норм подзаконным актам принадлежит наряду с процес­суальными законами основополагающее значение в качестве юри­дической основы всей правореализующей деятельности.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов.

Нормативно-правовой акт: признаки, виды, юридическая сила

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Виды нормативно-правовых и подзаконных актов, особенности порядка их вступления в силу. Высшая юридическая сила закона. Характеристика видов законов.

Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ.

Ru ->

Однако прямого указания в конституциях на их верховную силу по сравнению с простыми законами и другими нормативными актами, чаще всего, не содержится. В качестве исключения можно назвать основные законы Португалии, Ирландии, Японии, Республики Молдова. Так, ст. 98 Конституции Японии гласит:

«Настоящая Конституция — является верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты и другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы»

.

Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Закон

Это может быть не только государственный орган, но и орган местного самоуправления, а также администрация любой организации, утверждающая локальный акт. Например правила внутреннего распорядка.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: Существует иерархия законов: а) Конституция РФ.

Источник: http://urist-rostova.ru/normativnye-akty-obladajuszie-vysshej-juridicheskoj-siloj-49627/

Нормативный акт который обладает высшей юридической силой

Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силоц

Закон 2 конечно Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общест­венной жизни. 1. Конституция 2. Чувства. Конституция Юляша ответила-короче некуда.

конституция рф Высшей юридической силой обладает Конституция — она принмается на всенародном референдуме. Далее ФКЗ — их принимает Гос. Дума и одобряет Совет Федерации. ФЗ — принимает Гос. Дума. Издаются ФКЗ и ФЗ, точнее публикуются в Российской газете и Сборнике законодательства РФ.

Нормативно-правовой акт высшей юридической силы принимает только народ на всенародном референдуме, и называется такой акт — Конституция РФ. Список вариантов не совсем корректен или вопрос.

Из представленных вариантов акты Федерального собрания (ГосДума и СовФед) — Федеральные законы и Федеральные конституционные законы.

Понятие юридической силы Все государственные нормативные правовые акты, в зависимости от своей значимости, делятся на несколько категорий: законы федерального значения, указы, изданные Президентом государства, постановления, принятие Правительством, а также нормативные акты, что издаются министерствами, службами и другими ведомствами, которые относятся к представителям исполнительной власти, размещенными в федеральных единицах. Однако данная иерархия применима исключительно к нормативным правовым актам и законам с юридической силой федерального значения, то есть к тем, которые используются на территории определенного округа, края или другой территориальной единицы РФ.

В том случае, если речь идет об актах, имеющих общегосударственное значение, то имеет смысл их деление по несколько другим категориям.

Высшей юридической силой обладают

Важно В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.6.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Исключительный случай, господа юристы б) законы.

законы конституция а если подумать самой?… да, прикалываешься?Кстати Конституция тоже носит статус Закона Все врут. Самая высокая юридическая сила у нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Под них даже международные конвенции подгоняют.

Нормативные акты обладающие высшей юридической силой

К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ. Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер.

Центральные органы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, положения, уставы и т.

д. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ (см.

Закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы

  • 2. Вопросы по теории права
  • 3. 3. Определение закона и подзаконных актов
  • 3. 3. Подзаконные нормативные правовые акты
  • 5. Юридическая сила нормативных актов
  • Ru —
  • Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой
  • Нормативно-правовой акт: понятие и классификация
  • Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Закон
  • Нормативно-правовой акт: признаки, виды, юридическая сила

2.

Вопросы по теории права Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе Юридическая сила нормативных правовых актов РФ напрямую зависит от того, какую значимость имеет документ для всего населения страны. Также она определяется тем, какой орган издает документ.

Внимание В иерархической лестнице юридических документов акты, изданные Президентом, несомненно, будут считаться выше тех, которые предписываются органами Правительства или местного самоуправления.

Очень часто они используются для более подробного толкования подзаконных актов.

Классификация нормативных актов по юридической силе в российской федерации

В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим. Вторыми по значимости нормативными актами являются законы.

В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. конституция хотя в англии живут без нее и демократии больше.

и право англо саксонское предподчительней. чем родное романо германское.

Конституция РФ а конституция? Конституция страны только половой!ещё какой юридической силой обладает!!!!1 Леш, мы как будто с тобой в разных фирмах работаем ))))) до сих пор не знаешь чей \»АКТ\» самый главный???)))))) Винтовка рождает власть.

Мао Цзе Дун Третий. Первый может не иметь никакой юридической силы, если не опубликован для сведения неопределенного круга лиц, либо не прошел регистрацию в МЮ РФ.

One more step

События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.

События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС). Действия – это юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека.

Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты.

Нормативный правовой акт который обладает высшей юридической силой

Все зависит от компетенции: если вопрос находится в исключительной компетенции РФ — конституция и федеральные законы, если в компетенции субъекта — законы субъекта, если совместная компетенция,то в рамках полномочий переданных субъекту высшую силу имеют законы субъекта, а дл общих вопросов — ФЗ (рамочные). Вопросы местного самоуправления находятся в совместной компетенции: высшую силу имеет 131-й ФЗ закон субъекта имеет высшую силу по вопросам неурегулированным 131-м ФЗ, по вопросам которые должны быть урегулированны муниципальными правовыми актами — высшую силу имеют именно они, а в частности Устав МО, как наивысшей муниципальный правовой акт в системе муниципальных правовых актов. Так что всё оч. просто! В любом случае конституция имеет высшую юридическую силу а она имеет норму закона.

Источник: http://juristufa.ru/2018/04/22/normativnyj-akt-kotoryj-obladaet-vysshej-yuridicheskoj-siloj/

Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силоц

Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силоц

Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права. Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам.

При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: 1) Конституция Российской Федерации — является высшим нормативно-правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны.

Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч.1 ст.15). Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами: — Конституция носит учредительный характер, т.е.

Важно

Идеологические гарантии. Правовое государство. Тема 7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. «Человек, закон, общество» — Регулярные войска – войска постоянной армии. Человек и закон. Граждане Российской Федерации. Защита Отечества.

Этикет – принятая в определенных социальных кругах система правил. Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Нормативно-правовой акт: понятие и классификация в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».По субъекту правотворчества.

т.е. кто является инициатором данного НПА: По сфере их распространения: По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Закон Признаки закона: Существует иерархия законов: а) Конституция РФ.

Классификация и юридическая сила нормативных актов

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на: • постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен); • временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ «О федеральном бюджете РФ на 1999 год».); • чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).
По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на: • федеральные • субъектов федерации.

Юридическая сила нормативных правовых актов

Закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права. Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона. Признаки закона: 1) Принимается специально уполномоченными органами; 2) Принимается при строгом соблюдении процессуального порядка; 3) Регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения; 4) Общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения; 5) Стабилен; 6) Обладает высшей юридической силой; 7) Выражает волю и интересы народа.
Все эти признаки закона существуют не изолировано, а в единстве. Их нельзя разрывать.

8.понятие и виды нормативно-правовых актов

  • 2. Вопросы по теории права
  • 3. 3. Определение закона и подзаконных актов
  • 3. 3. Подзаконные нормативные правовые акты
  • 5. Юридическая сила нормативных актов
  • Ru —
  • Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой
  • Нормативно-правовой акт: понятие и классификация
  • Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Закон
  • Нормативно-правовой акт: признаки, виды, юридическая сила

2.

Вопросы по теории права Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права. Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов.

Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак. Термин «нормативно-правовой акт» следует отличать от термина «нормативный акт».
Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силой

Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе.

Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве. 3. Высшая юридическая сила — важнейший признак закона.

Высшая юридическая сила законаозначает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, должны не противоречить закону. 4. Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами.

Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, нарушение этой процедуры может привести к юридической ничтожности принятого акта.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов — эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства здравоохранения и т.п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Кемеровской областной Думы, Коллегии администрации Кемеровской области).

Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону. 4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами.

Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов. 6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения.

Источник: https://advokat-na-donu.ru/kto-prinimaet-normativnye-akty-obladayushhie-vysshej-yuridicheskoj-silots/

Правовые акты с высшей юридической силой

Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силоц

Источники права переклад Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны … Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: федеральные законы… kursach.com › biblio/0010019/503.htm Я это и так знаю, но для Вас с ссылкой..

Парламент, наверное Конституционный суд Федеральные законы Конституция. Конституция РФ. конституция.. Ааа акт какой.. Тогда не знаю конституция конечно Теоретически-конституция, реально-Вовка… Теоретически — Конституция РФ, на практике — тайга. телефонный звонок заменяет всю правовую систему приезд Путина. По другому даже на конституцию всем плевать.

Юридическая сила нормативно-правовых актов

Идеологические гарантии. Правовое государство. Тема 7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. «Человек, закон, общество» — Регулярные войска – войска постоянной армии. Человек и закон. Граждане Российской Федерации. Защита Отечества.

Этикет – принятая в определенных социальных кругах система правил. Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Нормативно-правовой акт: понятие и классификация в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».По субъекту правотворчества.

т.е. кто является инициатором данного НПА: По сфере их распространения: По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Закон Признаки закона: Существует иерархия законов: а) Конституция РФ.

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Кто принимает нормативные акты обладающие высшей юридической силоц

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/npa-ponyatie/

Умный юрист
Добавить комментарий