Морально психологическая подготовка сотрудников овд

Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (с изменениями на 29 ноября 2016 года), Приказ МВД России от 10 августа 2012 года №777

Морально психологическая подготовка сотрудников овд

(с изменениями на 29 ноября 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.
____________________________________________________________________

В соответствии с подпунктом 48 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248, в целях формирования у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации высоких морально-психологических качеств личности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач -________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст.1334, 2011, N 39, ст.5453, 2012, N 21, ст.2630, 2012, N 29, ст.4078.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2.

Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел:
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.________________

Сноска исключена — приказ МВД России от 29 ноября 2016 года N 768..

Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

2.

1. Взять под личный контроль организацию морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2.

2. Лично проводить в системе морально-психологической подготовки занятия по наиболее актуальным проблемам оперативно-служебной деятельности.

2.

3. Обеспечить практическую направленность морально-психологической подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности.

3. Департаменту государственной службы и кадров МВД России (В.Л.Кубышко):

3.1. Ежегодно разрабатывать и направлять в срок до 1 декабря в органы, организации, подразделения МВД России (в образовательные учреждения МВД России — до 1 августа) примерные тематические планы по морально-психологической подготовке.

3.2. Ежегодно готовить обзоры и учебно-методические материалы по вопросам морально-психологической подготовки.

4.

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А.Герасимова.

Министргенерал-лейтенант полиции

В.Колокольцев

Приложение. Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Приложениек приказу МВД России

от 10 августа 2012 года N 777

(с изменениями на 29 ноября 2016 года)

I. Общие положения

1. Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определяет цели, порядок организации и критерии оценки морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.________________

Далее — «сотрудники».

2.

Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

3. Общее руководство и организацию методического обеспечения морально-психологической подготовки, разработку примерных ежегодных тематических планов осуществляет Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации.________________

Далее — «ДГСК МВД России».

4.

Морально-психологическая подготовка организуется в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.________________

Сноска исключена — приказ МВД России от 29 ноября 2016 года N 768..

Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

5. Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам.

6. Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.

7.

Для чтения лекций по морально-психологической подготовке могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты из органов государственной власти Российской Федерации, научных учреждений, общественных объединений, входящих в состав внештатных лекторских групп органов, организаций, подразделений МВД России.

8. Обучение руководителей (начальников) подразделений морально-психологического обеспечения, руководителей учебных групп и сотрудников, ответственных за ведение учетно-планирующей документации органов, организаций, подразделений МВД России, организуется:

8.1. Ежегодно:

8.1.1.

Руководителей (начальников) подразделений морально-психологического обеспечения — на учебно-методических сборах в территориальных органах МВД России на региональном уровне (руководители (начальники) подразделений морально-психологического обеспечения управлений на транспорте МВД России по федеральным округам обучаются на учебно-методических сборах в территориальных органах МВД России на региональном уровне по месту дислокации).

8.1.2. Руководителей учебных групп — на семинарах в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, образовательных учреждениях МВД России, управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам.

8.2. Один раз в полугодие: лиц, ответственных за ведение учетно-планирующей документации, — на инструкторско-методических занятиях в подразделениях морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, образовательных учреждений МВД России, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам.

II. Индивидуальные результаты изучения сотрудниками программы морально-психологической подготовки

9. Слушатель учебной группы, успешно освоивший программу морально-психологической подготовки, должен:

9.1. Знать:

9.1.1. учебного материала в объеме программы морально-психологической подготовки на учебный год.

9.1.2. Современную социально-политическую обстановку в стране и мире.

9.1.3. Нравственные основы службы в органах внутренних дел, профессионально-этические требования к поведению и служебному общению сотрудников.

9.1.4. Основы психологических представлений в соответствующей профильной области служебной деятельности.

9.1.5. Тексты Государственного гимна Российской Федерации, Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

9.1.6. Описание и историю государственных символов Российской Федерации и МВД России (Государственного герба Российской Федерации, Государственного флага Российской Федерации, знамени МВД России).

9.1.7. Имена и фамилии сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации, зачисленных навечно в списки органа, организации, подразделения МВД России, в котором он проходит службу.

9.1.8. Требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника.

9.1.9. Историю органа, организации, подразделения МВД России, в котором он проходит службу, памятные дни МВД России.

9.1.10. Наименования должностей, специальные звания и фамилии своих прямых начальников до Министра внутренних дел Российской Федерации включительно.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/499085564

Морально психологическая подготовка сотрудников овд

Морально психологическая подготовка сотрудников овд

Проведенные исследования (Столяренко А.М., Волков А.А., Сапарин О.Е.

, наши собственные) показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помо-щью практических занятий и специальных тренировок позволя-ет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.

Совершенствование и развитие навыков и умений ус-тановления психологического контакта с различными кате-гориями граждан.

Деятельность сотрудника органов внутрен-них дел немыслима без постоянного общения с различными ка-тегориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозревае-мыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними, устанавливать психологический контакт, доверительные отношения, зависит качество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияет на успешность деятель-ности в целом.

У сотрудников должны вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного пове-дения, в частности и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.

Формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

В повседневной практической работе сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприят-ных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий.

И психоло-гическая устойчивость рассматривается как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая про-является в способности сотрудников не поддаваться воздейст-вию негативных обстоятельств.
Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении опера-тивно-служебных задач.

Морально-психологическая подготовка

Пси-хологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта. Формирование навыков ролевого поведения в различ-ных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Важ-ным компонентом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения, которые используются с целью добывания необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации.

Морально-психологическая подготовка сотрудников полиции

Важно

Ориенти-рованность в психологических аспектах оперативно-служебной деятельности предполагает знание и учет сотрудниками психо-логических особенностей проводимых следственных, оператив-но-розыскных и иных действий. Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.

Эти качества обеспечивают эффек-тивность познавательной деятельности сотрудников. К ним относят профессиональную чувствительность, восприятие, на-блюдательность, память, мышление, воображение.
Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой ин-формации, развития логического мышления и творческого во-ображения.

Морально-психологическая подготовка сотрудников

Так: по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий).

Последний вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной и ответственной задачи; по разным правоохранительным органам различают: МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и др.

; по разным специальностям сотрудников конкретного правоохранительного органа.

Например, в органах внутренних дел личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов дорожного движения, участковых инспекторов и др.

2. психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел

МПП в ходе службы и ПД основана на понимании того, что человек развивается и ведет себя под мощным социально-психологическим влиянием опыта жизни, всех ее обстоятельств. При столкновении в сознании человека слышимых «правильных» слов и наблюдаемой несоответствующей им действительности, как правило побеждает последняя и слова, убеждения оказываются недейственными.

Руководителям всех рангов постоянно следует отдавать себе ясный отчет о том, как то или иное событие, решение, успех или неуспех, происшествие, объявление поощрения и наказания, повышения по службе и т.п., отражаются морально-психологически на персонале.

Надо предвидеть морально-психологические последствия, т.е. какие морально-психологические взгляды, ценности, установки, привычки, качества при этом у него складываются, укрепляются или ухудшаются. На этой основе не допускать и устранять то, что действует отрицательно.

Внимание

МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и так далее — по специальностям сотрудников конкретного правоохранительного органа — по конкретным задачам (общение с населением, действия при чрезвычайных обстоятельствах, разрешение гражданских споров и так далее) — по профессиональной опытности и уровню морально-психологической подготовленности — по должностному положению (всего личного состава и начальствующего состава) Организация и проведение морально-психологической подготовки связаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач и МПП в процессе специального курса. Первое, по существу, совпадает со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше, но с нацеленностью на формирование компонентов морально-психологической подготовленности.

Вы точно человек?

МВД России (в формате rar) https://media.mvd.ru/files/embed/996841 (территориальные органы) https://media.mvd.ru/files/embed/996451 (образовательные организации) Ссылки на сайты органов государственной власти:

  • ДГСК МВД России
  • Общественный совет при МВД России
  • Сервер органов госвласти России
  • Сайт Совета ветеранов МВД
  • ГУТ МВД России
  • Сайт ГУОБДД МВД России
  • Центр социальной работы МВД России

Полезные ресурсы Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2018, МВД России Об использовании информации сайта Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Психологическая подготовка сотрудников овд

Курс морально-психологической подготовки необходим в каждом правоохранительном органе, он должен быть ежегодным, начинаться с основ, затем дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно — с опытными, актуализироваться в связи с повседневными потребностями деятельности правоохранительного органа, обнаруживающимися недостатками в морально-психологической подготовке разных категорий сотрудников. К методике занятий по морально-психологической подготовке предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в ее системе надо дать не только знания, но и превратить их в достояние психологии, отношений к делу и людям, нормы и привычки поведения.
Такая подготовка не может быть успешной, если обучающиеся слышат лишь проповеди о нравственности, только правильные и возвышенные слова о справедливости и добре.

Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД организовывается в соответствии с требованиями приказа МВД России от 10 августа 2012 года № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

Занятия по морально-психологической подготовке начинаются в феврале и заканчиваются в ноябре месяце в ходе итоговых занятий с обязательным принятием дифференцированных зачетов.

В подразделениях ОВД издается приказ «Об организации морально-психологической подготовки в текущем году» которым определяются количество и состав учебных групп, их руководителей, с учетом разделения сотрудников по категориям: руководители (начальники), старший и средний начальствующий состав, рядовой и младший начальствующий состав, время и место занятий, назначается сотрудник, ответственный за ведение учётно- планирующей документации.

Лекции по морально-психологической подготовке сотрудников овд

Основные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы: — повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их соче-таний, типичных для органов внутренних дел; — развить у сотрудников психологические качества, сформи-ровать особые характеристики навыков и умений, способст-вующих высокоэффективному выполнению всех профессио-нальных действий в любых сложных и опасных условиях опе-ративно-служебной деятельности. Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических ха-рактеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятель-ности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления.

Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников овд

Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет в том, как то, или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказания кому-то и тому подобное отражаются морально — психологически на коллективе и отдельных сотрудниках, то есть необходимо учитывать морально-психологические последствия. Необходимость специального курса морально-психологической подготовки назрела давно, ибо, как показывает опыт, проведение нравственного воспитания и МПП по ходу службы, как бы, не обеспечивает полноценного достижения целей: у сотрудников часто остаются нравственные пробелы, многие моральные аспекты деятельности не осваиваются, или находятся на уровне житейских, а не профессиональных суждений и оценок; обнаруживается неустойчивость в морально-психологическом подходе к решению значительной части служебных вопросов; возникают конфликты с гражданами и предпосылки к нарушениям законности.

Источник: https://advokat-na-donu.ru/moralno-psihologicheskaya-podgotovka-sotrudnikov-ovd/

Морально психологическая подготовка в овд приказ

Морально психологическая подготовка сотрудников овд

Руководитель группы, который не проводил занятия по уважительной причине (находился на лечении, в отпуске, представлялись дополнительные сутки отдыха, в служебной командировке), оценивается как слушатель по самостоятельно изученным темам. 112.

При определении индивидуальных оценок по морально-психологической подготовке учитываются: для всех категорий сотрудников — соблюдение законности в служебной деятельности, выполнение должностных обязанностей, личная дисциплинированность, выполнение требований профессиональной этики; для руководителей (начальников), имеющих подчиненных по должности, — результаты оперативно-служебной деятельности, служебной дисциплины и законности в подразделениях. 113.

Военное обозрение

Внимание Индивидуальная оценка руководителю учебной группы по морально-психологической подготовке определяется с помощью тестовых заданий, содержащих не менее десяти вопросов.

Тестовые задания разрабатываются подразделением морально-психологического обеспечения, а при его отсутствии – должностным лицом, на которое возложена обязанность по осуществлению морально-психологического обеспечения, организующим семинар. 37. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке руководителю учебной группы определяется: 37.1.

«Отлично» – при правильном ответе не менее чем на 90 процентов вопросов тестового задания и дополнительных вопросов. 37.2. «Хорошо» – при правильном ответе не менее чем на 80 процентов вопросов тестового задания и дополнительных вопросов. 37.3.

Юридическая библиотека для полицейских

Важно Департаменту государственной службы и кадров МВД России (): 3.1. Ежегодно разрабатывать и направлять в срок до 1 декабря в органы, организации, подразделения МВД России (в образовательные учреждения МВД России – до 1 августа) примерные тематические планы по морально-психологической подготовке. 3.2.

Ежегодно готовить обзоры и учебно-методические материалы по вопросам морально-психологической подготовки.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра . Министр генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев Приложение к приказу МВД России от 01.01.

2001г № 000 РУКОВОДСТВО по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации I. Общие положения 1.

Мораль

Вопросы укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики правонарушений среди личного состава, поддержания благоприятного Получить полный текст морально-психологического климата в служебных коллективах и обеспечения безопасных условий службы. 10.5.

Приемы и способы защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, снижения отрицательного влияния факторов оперативно-служебной деятельности на психику сотрудников, повышения психологической устойчивости в стрессовых ситуациях. 11.

Руководитель учебной группы должен: 11.1. Знать: 11.1.1.

5.2. морально-психологическая подготовка

МВД России; наименования должностей, специальных званий и фамилий своих прямых начальников до Министра внутренних дел Российской Федерации включительно; административно-территориальное деление, общественно-политическую обстановку, нравы и обычаи народов и народностей, а также краткие исторические сведения о регионе, в котором дислоцируется орган (подразделение, учреждение) внутренних дел; основное содержание социальных гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. 104.2.

Морально психологическая подготовка в мвд приказ

Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел : 2.1. Взять под личный контроль организацию морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. 2.2. Лично проводить в системе морально-психологической подготовки занятия по наиболее актуальным проблемам оперативно-служебной деятельности. 2.3. Обеспечить практическую направленность морально-психологической подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности. 3.Руководителем учебной группы на основании рекомендуемой тематики разрабатывается тематический план занятий по морально-психологической подготовке (приложение № 2), отражающий специфику и передовой опыт оперативно-служебной деятельности, требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, уровень образования и профессиональной компетентности сотрудников. 23. Расписание учебных занятий по морально-психологической подготовке для каждой учебной группы составляется на квартал (в образовательных учреждениях – на учебный семестр) по рекомендуемой форме (приложение № 3) в соответствии Получить полный текст с годовым тематическим планом. 24.Оценки учебным группам, органам (подразделениям, учреждениям) по морально-психологической подготовке выставляются на основе индивидуальных оценок сотрудников и определяются в следующем порядке: «отлично» — не менее 90% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них 50% — «отлично»; «хорошо» — не менее 80% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них 50% — «отлично» и «хорошо»; «удовлетворительно» — не менее 70% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки; «неудовлетворительно» — менее 70% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки. 114.

Индивидуальная оценка руководителю учебной группы выставляется с учетом его методической подготовленности, наличия планов проведения занятий, методических пособий и умения применять технические средства обучения для проведения занятий. 111.1.

Оценка руководителю группы снижается: на один балл (но не ниже, чем до оценки «удовлетворительно») — если он в течение ученого года (проверяемого периода) не проводил без уважительных причин более половины запланированных занятий, отсутствуют конспекты (планы) по проведенным темам; до оценки «неудовлетворительно» — если он не проводил занятия в группе, в которой назначен приказом руководителем, без уважительных причин. 111.2.

Источник: http://lic-r.ru/moralno-psihologicheskaya-podgotovka-v-ovd-prikaz/

Морально-психологическая подготовка

Морально психологическая подготовка сотрудников овд

правоохранительный мораль нравственность воспитание

Раньше о морально-психологической подготовке в правоохранительных органах говорили, понимая под ней нравственное воспитание.

В последние годы она стала развиваться как более четко очерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своих возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации и усилении чувств моральной ответственности, чести, долга.

Ее проведение базируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованием своих организационных форм и методики.

В наиболее совершенном виде это особый раздел профессиональной подготовки и специальные воспитательные меры, предназначение которых — формирование профессиональной морально-психологической подготовленности и мобилизованности (готовности) сотрудников на решение своих задач в строгом соответствии с моральными требованиями и нормами. Психолого-педагогическая структура такой подготовленности включает:

  • — моральные знания, взгляды и убеждения, образующие моральное сознание сотрудника, позволяющее ему правильно разбираться в моральных аспектах правоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях реализации своих прав и обязанностей
  • — морально-психологические установки и мотивы — внутренние силы, побуждающие к постоянному и точному следованию требованиям моральных норм в любых юридических ситуациях
  • — морально-психологические умения и навыки характеризуют знание и желание сотрудника действовать грамотно в моральном и психологическом аспектах по отношению к гражданам и коллегам по работе
  • — морально-психологические привычки — не только знание и умение, но и потребность всегда быть на высоте моральных требований, выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности
  • — морально-психологическую устойчивость — качество, гарантирующее постоянное, неуклонное и умелое выполнение сотрудником всех моральных требований в любой обстановке и при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм при решении профессиональных задач
  • — умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой служебной ситуации.

Профессиональная морально-психологическая подготовленность — характеристика нравственной воспитанности, профессиональной выучки и настроя сотрудника. Это мораль, глубоко проникшая в его профессиональное сознание, живущая в нем и ставшая частью его профессионализма и психологии и направляющая поступки и действия.

Морально-психологическая подготовка (МПП) — комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.

Морально психологическая подготовка, имея общую основу для всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется дополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:

  • — по времени проведения различают предварительную и непосредственную (преимущественно решающую задачу мобилизации имеющихся у сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной задачи)
  • — по видам различают МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и так далее
  • — по специальностям сотрудников конкретного правоохранительного органа
  • — по конкретным задачам (общение с населением, действия при чрезвычайных обстоятельствах, разрешение гражданских споров и так далее)
  • — по профессиональной опытности и уровню морально-психологической подготовленности
  • — по должностному положению (всего личного состава и начальствующего состава)

Организация и проведение морально-психологической подготовки связаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач и МПП в процессе специального курса.

Первое, по существу, совпадает со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше, но с нацеленностью на формирование компонентов морально-психологической подготовленности.

Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет в том, как то, или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказания кому-то и тому подобное отражаются морально — психологически на коллективе и отдельных сотрудниках, то есть необходимо учитывать морально-психологические последствия.

Необходимость специального курса морально-психологической подготовки назрела давно, ибо, как показывает опыт, проведение нравственного воспитания и МПП по ходу службы, как бы, не обеспечивает полноценного достижения целей: у сотрудников часто остаются нравственные пробелы, многие моральные аспекты деятельности не осваиваются, или находятся на уровне житейских, а не профессиональных суждений и оценок; обнаруживается неустойчивость в морально-психологическом подходе к решению значительной части служебных вопросов; возникают конфликты с гражданами и предпосылки к нарушениям законности.

Курс морально-психологической подготовки необходим в каждом правоохранительном органе, должен быть ежегодным и начинаться с основ, затем дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно — с опытными, актуализироваться в связи с повседневными потребностями деятельности правоохранительного органа, обнаруживающимися недостатками в морально-психологической подготовке разных категорий сотрудников.

К методике занятий по морально-психологической подготовке предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в ее системе надо дать не только знания, но и превратить их в достояние психологии, отношений к делу и людям, нормы и привычки поведения.

Такая подготовка не может быть успешной, если обучающиеся слышат, лишь проповеди о нравственности, только правильные и возвышенные слова о справедливости и добре. Слова не будут восприниматься, если не будут подкрепляться жизнью и практикой.

Поэтому подготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами, дискуссиями, практическими занятиями и играми.

Основными элементами оптимальной методики занятий по морально-психологической подготовке сотрудников выступают:

  • — сообщение новых сведений обучающимся в начале каждого занятия
  • — тесная связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место в жизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе
  • — коллективная моральная проработка действий — предстоящих или типичных для профессиональной деятельности обучающихся
  • — активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений и своих морально-психологических качеств, взглядов, внутренних установок, мотивов, навыков, привычек
  • — свобода высказывания мнений, суждений, оценок обучающимися
  • — организация руководителем занятий соударения мнений, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего
  • — искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов
  • — ликвидация и профилактика формализма и скуки на занятиях
  • — аргументированное моральное обоснование обучающимися личных мнений, суждений
  • — коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений и оценок
  • — расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных профессиональных поступков, действий, решений
  • — коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации для своего подразделения или себя лично
  • — обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе
  • — поиск причин не приживаемости отдельных моральных норм, живучести недостатков в МПП членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета сотрудников у населения, путей его повышения
  • — обсуждение путей совершенствования своей МПП, морально-психологического климата и моральности профессиональных действий.

Главным методом проведения занятий выступает особый метод — метод ситуативного морального выбора. Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается для изучения, разбора, оценки, решения служебная или жизненная ситуация из практики, характерная наличием выраженного морального аспекта.

Они могут предлагаться обучающимся на занятиях в словесном виде, с иллюстрацией фотографий, демонстрацией фрагмента видео — или кинофильма, а также игровым розыгрышем на занятии. После ознакомления с ситуацией сотрудникам предлагается ответить на ряд вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости событий.

Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно и вырабатываются сообща или даются компромиссные оценки ситуации и практические выводы для обучающихся.

Профессиональная этика — система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности.

В правоохранительной деятельности имеют специальное значение, например, нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу, борьбы с ним и другие. Они имеют в ней особо ценностное, но, как все моральные нормы, все, же рекомендательное значение и строго соблюдаются при профессиональной моральной воспитанности.

Но есть и нормы узкопрофессиональные. Один из видов — нормы служебного этикета при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и так далее. Другой вид профессионально-деонтологические нормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников.

Те и другие закреплены в служебных документах — уставах, положениях о прохождении службы, наставлениях, директивах, инструкциях и тому подобном.

Важные для выполнения сотрудниками правоохранительных органов нормы служебного поведения содержатся в международных актах, таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН и приложения к нему, Основные принципы этики полицейской службы (Полицейская декларация) и другие. Они однозначно регламентируют должное поведение сотрудника, не оставляя места для выбора. Их выполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитанием дисциплинированности. При этом используется воспитание сознательного и умелого отношения к выполнению обязательных норм профессионального поведения, осмысление порядка действий.

Page 3

Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и прочее — это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недостатками. Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов — это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.

Более того, создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами.

Это объясняется, прежде всего, задачами, стоящими перед правоохранительными органами. В статье №1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования и жизни общества.

Источник: https://studwood.ru/562099/etika_i_estetika/moralno_psihologicheskaya_podgotovka

Умный юрист
Добавить комментарий